Параллельно с конференцией откроется выставочный проект Tashkent Modernism.Index, ставший итогом двухлетних исследований. Впервые выставка была представлена в апреле 2023 года в пространстве Триеннале в Милане. Профессиональной аудитории были представлены современные фотографии Армина Линке, а также архивная документация, раскрывающей исследовательские нарративы и стратегии сохранения памятников модернизма. Презентация Tashkent Modernism.Index в Ташкенте будет расширена и обогащена архивными документами, а также произведениями искусства 1960-80 гг. из собрания Государственного музея искусств Узбекистана, и позволит посетителям глубже погрузиться в культуру и архитектуру этого периода.
На примере изображений и нарративов выбранных исследователями 20 зданий города выставка исследует ключевые темы, связанные с архитектурной, социальной и культурной историей Ташкента и текущим состоянием памятников культурного наследия. Советский модернизм Ташкента показан как уникальное художественное, культурное и социальное явление, способное адекватно отразить специфический характер «советской модернизации» в Центральной Азии. Проект отражает колониальные, постколониальные и одновременно деколониальные аспекты советского социального и культурного эксперимента. После Второй мировой войны Ташкент был назначен столицей Советского Востока, витриной социализма на Востоке. Уникальность ташкентского модернизма заключается в противоречии между стремлением воплотить социалистический Восток в архитектуре и стремлением к более тонкому осмыслению местной культуры местными и московскими архитекторами.
Выставка Tashkent Modernism.Index состоит из двух переплетающихся частей: фотографий Армина Линке, и архивной документациии, раскрывающей исследовательские нарративы и стратегии сохранения памятников модернизма. Вторая часть — архив, который включает в себя фрагменты исследовательских материалов, аналитических и процессов сохранения. Исходя из состояния конкретного здания, раскрываются ключевые темы для понимания советского модернизма: отношения между центром и периферией; роль институтов; типологические, технологические и материальные эксперименты; конкуренция между республиками; идеология, ориентализм, трансформации после независимости и современное состояние. Архив также ясно иллюстрирует репертуар стратегий сохранения культурного наследия, которые были разработаны специально для Ташкента.
Куратор выставки Tashkent Modernism. Index Екатерина Головатюк, архитектор, сооснователь Grace, координатор проекта Tashkent Modernism.XX/XXI.